Архитектура и интерьеры для особенных детей

Недвижимость Mail.Ru
Читать дальше
Архитектура и интерьеры для особенных детей
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Это необычное здание существует в Москве с 2000 года. Оно украшает одну из улиц старого, застроенного пятиэтажками района недалеко от телецентра «Останкино». Здесь располагается Центр психолого-медико-социального сопровождения, где учатся дети и подростки, страдающие ранним аутизмом.

Здание построено специально для центра по заказу Правительства Москвы. Проект разработала архитектурная студия под руководством Андрея Чернихова.

Уникальность здания — не только в его форме и дизайне. Опыта строительства специальной школы для аутичных детей практически не было в 2000 году, нет его и до сих пор. Это здание — пока единственное в своем роде. 

Фото © Архитектурная студия Андрея Чернихова

Раньше на этом месте находился старый типовой детский сад. Постройка самая обычная, если не сказать унылая. Ее не снесли, а сделали частью будущего центра — она почти незаметно встроена в него.

По словам архитектора Андрея Чернихова, было много размышлений о том, какой должна быть архитектура здания, назначение которого — реабилитация аутичного ребенка. Ведь разные дети в зависимости от степени и типа расстройства по-разному реагируют на одно и то же. Одних звук и движение малого водопада занимают и умиротворяют, других приводят в ужас и побуждают к агрессии.

В основе архитектурных решений для этого здания — начальная геометрия: круг, треугольник, квадрат, волна, спираль, ритмы повторений и ритмы соотношений. Мы хотели разбудить детскую фантазию, чтобы фантазия побуждала ребенка к деятельной жизни. Может быть, как говорил Казимир Малевич, «если чувство беспредметности перейдет в психологию воображения, тогда появится форма образа мира».
Андрей Черниховархитектор

В основной части здания — разного размера и формы окна, высокий светлый атриум с «дырявыми» стенами, колонны, разноцветные полы, косые подоконники в классах, что очень нравится детям: если на подоконник что-нибудь положить — съезжает. 

Первые впечатления от прогулки вокруг здания центра — яркие краски, неправильные формы, необычные решения, веселое нагромождение. Такие же ощущения бывают в детстве, когда строишь сказочный замок из двух разных конструкторов, а также книг, подушек и кастрюль. Второе впечатление: необычные форма, цвет — вовсе не основная задумка. Ведь на самом деле не известно, не изучено и невозможно предугадать, как все это воспринимают аутичные дети.  У каждого из них — свой необъяснимый внутренний мир.

Иллюстрация © Архитектурная студия Андрея Чернихова

Поэтому внутри здание не такое яркое. Здесь все продумано с точки зрения функциональности, в соответствии с потребностями и особенностями детей. Например, в большинстве классов — большие окна, в некоторых есть дополнительные в потолке, чтобы естественного освещения было больше. Высокий, наполненный светом атриум создает иллюзию прогулки на воздухе. Между встроенным старым корпусом и новым сделан коридор, который напоминает улицу — с высоким верхним светом и фонарями на столбах. В школе есть бассейн, зимний сад, столовая и библиотека.

Центр — это образовательное учреждение для аутичных детей, здесь соответствующий помещения, как в школе. Для успешной адаптации аутистов нужны кабинеты психологической разгрузки — игровые комнаты, зоны отдыха со зрительными, тактильными и слуховыми стимуляторами. Они есть на каждом этаже.
Андрей Черниховархитектор

Пространство для занятий и отдыха, организованное по особым правилам, ребенку нужно и дома. Екатерина Мень, руководитель Центра проблем аутизма, рассказала, на что обратить внимание.

1. Пространство должно «читаться».
Зонирование, маркировка, визуальные знаки должны помогать малышу понимать правила существования в этом месте, последовательность действий, функцию каждой зоны. Это — дополнительный, неодушевленный тьютор для ребенка с аутизмом. Все, что может стать подсказкой, должно быть использовано. 

2. Пространство нужно зонировать.
Ребенок должен понимать предназначение каждой зоны. Обязательно нужна зона для сенсорной разгрузки — с матами, утяжелителями, батутом, фитболом, мешками-сиденьями. Она помогает аутичному ребенку освобождаться от сенсорной перегрузки. Такая зона должна быть везде, где он часто бывает: дома, в детском саду, школе. 

3. Использовать естественное освещение.
Серьезная проблема для восприятия аутиста — лампы дневного света, которые раньше устанавливали в школах. Когда такая лампа перегорает, обычный человек видит мелькание и слышит звук, которые его раздражают. Но у некоторых детей с аутизмом визуальное восприятие такое, что даже лампа, которая, на наш взгляд, нормально горит, может вызвать сильную фрустрацию: крик, плач, самоагрессию и даже подобие припадка.

4. Использовать нейтральные цвета.
Особых предпочтений по цветам у аутистов нет. Когда для них организуют пространство, обычно используют нейтральные, чтобы они сами по себе не были очень активными и могли служить фоном для визуальной структуры, которая на это все будет накладываться.

5. Использовать разнообразную фактуру и материалы.
Например, буквы из бархатной бумаги, мягкие силиконовые цифры и так далее. Через разные фактуры можно обучать ребенка, создать комфортную среду для занятий.