Тест на аутизм для детей раннего возраста

Новости Mail.Ru
Читать дальше
Тест на аутизм для детей раннего возраста
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Тест, известный в мире как M-CHAT, выявляет расстройства аутистического спектра у младенцев в возрасте от 16 до 30 месяцев. Подумайте, как обычно ведет себя ваш малыш и ответьте на вопросы ниже. Если вы несколько раз замечали, что малыш ведет себя, как описано в тесте, но обычно ему это не свойственно, отвечайте «нет».

© 2009 Robins, Fein, & Barton

Зачем родителям проходить этот тест?

Основная цель M-CHAT – обратить внимание семьи на возможные симптомы аутического расстройства у детей. Это помогает выявить как можно больше случаев расстройства. Поэтому для теста характерен высокий уровень ложноположительных результатов. Другими словами, не всем детям, у которых по результатам M-CHAT выявлен риск РАС, будет поставлен этот диагноз.

Результаты теста могут быть скорректированы при обсуждении с педиатром, но даже это не означает, что у ребенка будет диагностирован аутизм. Однако у детей с положительными результатами по тесту есть риск других нарушений. Им необходимо диагностическое обследование.

Почему при аутизме важна ранняя диагностика?

Есть так называемые «красные флажки» аутизма. Нужно обратить внимание, если ребенок: 

  • не жестикулирует — к 1 году,
  • не улыбается в ответ на улыбку — после 1 года,
  • ведет себя, словно он не слышит — после 1 года,
  • не говорит ни одного слова — к возрасту 1,5 лет,
  • не говорит осмысленными фразами — к возрасту 2 лет.
Еще один «красный флажок» — если ребенок теряет навыки коммуникации. Например, малыш говорил, но перестал. Или говорит, но не обращается при этом к другим людям. Или говорит «машинка» и «мячик», когда видит их, но не показывает на предметы, не приносит их, не пытается обратить на них внимание других людей.
Елисей Осиндетский психиатр, эксперт фонда «Выход»

Больше о симптомах аутизма читайте на сайте фонда «Выход»

Своевременный диагноз позволяет многое сделать для реабилитации детей с аутизмом. Но диагноз — это не только правильная терапия. Это возможность познакомить родителей с набором работающих техник, включить их в круг общения, где они понимают, что не останутся с проблемой один на один. Это очень помогает семьям в плане достойной жизни. 

Что делать, если диагноз поставлен?

1. Найти общественную организацию, которая объединяет родителей детей с аутизмом или другими нарушениями развития в вашем регионе. 

Например, воспользуйтесь «Картой родительских инициатив». Здесь собрана информация о сообществах родителей, которые столкнулись с похожей проблемой. Здесь могут посоветовать специалистов по диагностике, реабилитации — и просто морально поддержать.

2. Почитать больше об аутизме в научной литературе. 

Я рекомендую материалы на сайтах Outfund.ru, Aspergers.ru и Pro-autizm.ru. Это некоммерческие проекты, которые стараются собирать проверенную информацию. Кроме того, я рекомендую сайты, посвященные поведенческой терапии.
Елисей Осиндетский психиатр, эксперт фонда «Выход»

Методика прикладного анализа поведения, или ПАП, — один из эффективных методов коррекции аутизма. Это подтверждается многочисленными исследованиями.

3. Найти специалистов по методике ПАП в вашем регионе.

Занятия должны быть интенсивными и постоянными. Не один курс из 10 занятий, как массаж, а постоянно, 12 месяцев в году. Родители могут и сами пройти обучение прикладному поведенческому анализу. В некоторых городах есть очные курсы, доступно и дистанционное обучение. Это не заменит занятий со специалистом, но поможет решить повседневные сложности, с которыми встречаются дети с аутизмом.

4. Не ставить себе недостижимых целей.

Многие родители, часто под воздействием неверной информации, ставят себе цель победить у ребенка аутизм. Это желание понятно, но, к сожалению, невыполнимо. Реальность такова: сейчас аутизм не излечим, даже самыми дорогими или экзотическими способами. Родители, которые не хотят это принять, могут попасть в руки нечестных или некомпетентных специалистов, которые будут эксплуатировать их мечту: назначать неэффективные, но дорогостоящие терапии, пугать тем, что, если родители не будут их слушаться, произойдет ухудшение.

Постоянное обучение, желательно с помощью ПАП — то, что можно рекомендовать как основной способ терапии для большинства людей с аутизмом. К сожалению, в России по различным причинам упор делается на лекарства. Назначают все, что угодно — от нейролептиков до ноотропов, использование которых не имеет научных обоснований. Пусть внешне это выглядит как лечение, но чаще всего это — имитация. Лекарства от аутизма пока не существует.
Елисей Осиндетский психиатр, эксперт фонда «Выход»

Мы можем реально менять жизни детей и их семей с помощью последовательных программ развития. Нужно работать над снижением проблемного поведения, обучать ребят бытовым навыкам, помогать их адаптации в школе, работать над эффективной коммуникацией — например, с помощью системы специальных карточек. 

Терапия аутизма — это маленькие, но постоянные шаги, которые год за годом превращаются в глобальные, замечательные изменения у детей.